Menu

Антисоциалистический фарс: Советская кинокритика о премии «Оскар»



Смесь отвращения и любопытства — примерно так можно описать интонацию, с которой год за годом рассказывала советская пресса о церемониях вручения премий Американской киноакадемии и результатах распределения «Оскаров». Переполненные снисходительностью и скрытой гордостью заметки о победах кино СССР чередовались с гневными филиппиками в адрес организаторов, заокеанской киноиндустрии и президента США, который чуть ли не лично чинил препятствия на пути советских и других честных кинолент на экраны. Власть «главного злодея Белого дома» простиралась столь широко, что даже была способна поставить непреодолимые преграды на пути фильма «Белый Бим Черное ухо» (так, во всяком случае, считал его режиссер Станислав Ростоцкий). КиноПоиск изучил советские публикации о премии Американской киноакадемии и обнаружил, что ненависть к ней сменилась на любовь в тот момент, когда советское кино уже кончилось.

В тексте сохранено оригинальное написание имен и названий, использованное в источниках цитат.1961«Что такое „Оскар“»Наша читательница, старший режиссер-инспектор «Мосфильма» Е. Домбровская пишет: «Прошу на страницах вашей газеты рассказать о премии „Оскар“, присуждаемой в США за кинопроизведения и за творческие достижения работников кино». Такие же письма прислали и другие читатели. Откликаясь на их просьбу, публикуем статью А. Ирхина. В присуждении «Оскара» не участвуют ни зрители, ни кинокритики, а только члены Академии киноискусства. Их 333. Решающее влияние на выбор кандидатов для премии оказывают отзывы прессы. Члены академии часто подают свои голоса за те фильмы и за тех артистов, о ком больше шумят. Как правило, подлинные прогрессивные произведения «Оскарами» не награждаются. Газета «Советская культура», 21 сентября 1961 года

Бэтт Дэвис со своим «Оскаром» за фильм «Иезавель», 1939 годКогда «Советская культура» напечатала 21 сентября с. г. под рубрикой «По просьбе наших читателей» заметку о премии «Оскар», в редакцию стали приходить письма из Сыктывкара и Баку, Саратова и Новочеркасска, Киева и Еревана, Одессы и Минска, писали и москвичи. Читатели обратили внимание, что наши сведения о том, откуда произошло само название «Оскар», расходятся с мемуарами Бетт Дэвис «Мой путь в искусстве», опубликованными в № 5 журнала «Искусство кино». Там американская актриса утверждает, что это она дала название призу. Хотим сообщить Г. Дудиновой, В. Бойко. Ю. Литвинову, И. Берг, А. Григорян, О. Федотовой, Л. Шкапу, Б. Семеновой, О. Протько и другим интересующимся следующее. Приз Академии киноискусств и кинонаук — позолоченная бронзовая статуэтка — до 1931 года был безымянным, в 1931 году нынешний ответственный секретарь академии Маргарет Геррик пришла туда на работу в должности библиотекаря. Ее в шутку представили «одному из главных членов организации» — статуэтке, и Геррик заметила: «Он похож на моего дядю Оскара». В комнате случился газетчик, он дал назавтра заметку со 4 строками — «Служащие нежно прозвали свою знаменитую статуэтку Оскаром». Отсюда и пошло название. Такое объяснение дано и в заметке «Советской культуры». Рассказ же Бетт Дэвис, напечатанный «Искусством кино», относится к 1936 году и принадлежит, очевидно, к ошибкам памяти. Газета «Советская культура», 16 ноября 1961 года1969Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) в окружении группы фанатов (фото со съемок фильма «Война и мир»)«Тревоги настоящие и надуманные»К сожалению, встревоженный последствиями, которые может повлечь за собой присуждение голливудской премии картине Дзефирелли [«Ромео и Джульетта»] (независимо от того, что сама по себе она полна художественного обаяния и вполне заслуживает одобрения), корреспондент [итальянской газеты] «Унита» распространяет свое негодование и на присуждение «Оскара» советской кинокартине «Война и мир». Констатируя «триумф, который одержала в Лос-Анджелесе работа С. Бондарчука», он спрашивает: «Должны ли мы этому бурно радоваться или же тревожиться за будущее советского кино, которое, когда оно было действительно великим, даже не обращало внимания на инфантильную гонку за „Оскарами“?»Но, думается, тут нет никакого вопроса. Автору корреспонденции ведь превосходно известно, что никакой гонкой за «Оскарами» советская кинематография не занималась прежде, не занималась и на этот раз. Такая гонка настолько чужда этическим принципам и идейным позициям наших кинематографистов, что нелепо было бы их в этом заподозрить. Такой роковой и зловещей властью в нашей стране «Оскар» не обладает. О. К., журнал «Искусство кино», № 7 за 1969 год1973Актриса Сачин Маленькое Перо (Мария-Луиза Круз), выступившая на оскаровской церемонии вместо Марлона Брандо«В тени сверкающих „Оскаров“»К традиционному голливудскому «хэппи-энду» в этом году (как и в прошлом, когда Джордж Скотт отказался принять премию за роль в фильме «Паттон», прославляющем американскую военщину) примешался горький привкус реальности. Как известно, Марлон Брандо бросил вызов официальной Америке, отказавшись от «Оскара» в знак протеста против политики геноцида в отношении индейского населения США. Актер предпочел выйти из этой игры. Совесть человека помогла ему увидеть в ее интригах всю неприглядную действительность США. Газета «Советская культура», 6 апреля 19731974Джордж Лукас на съемках фильма «Американские граффити»«Нью-Йорк. Зима»Американской аудитории нравятся сейчас картины меланхолические, полные грусти по неисполнимым мечтаниям. Тоска по прошлому доминирует. Не случаен в этой связи успех фильма «Американские граффити», выдвинутого на «Оскара» в пяти категориях. Чувство потерянности, особенно среди молодежи, усиливает общую депрессию, учащаются случаи самоубийств, которые становятся уже прогнозируемыми: так, всеведущая статистика утверждает, что в 1974 году попытаются покончить с собой по крайней мере 70-80 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Комов Ю., журнал «Искусство кино», № 8 за 1974 год1978Ванесса Редгрейв«Сердца и умы»Много проблем доставляет консервативному Голливуду и его хозяевам то обстоятельство, что идет прямой телерепортаж «оскаровского» шоу. В программе — лишь незначительные музыкальные вставки и номера, записанные накануне. Те, кто так ратует за «свободу слова», живого слова боятся — боятся голоса правды. Все, что не укладывается в «традиционные» рамки шоу, старательно затушевывается. Бесчинства молодчиков из «Лиги защиты евреев», устроивших 3 апреля 1978 года настоящий сионистский шабаш у здания лос-анджелесского Мюзик-центра в связи с выдвижением на «Оскара» Ванессы Редгрейв (она посмела принять участие в создании документального фильма под названием «Палестинцы»), на страницах американской печати выглядели как почти невинные проказы. А слова, сказанные Редгрейв по адресу разбушевавшихся хулиганов, — слова актрисы, напомнившей членам Академии, что, как видно, маккартистские времена «охоты за ведьмами» еще не прошли, трактовались как неуместные. Так было и раньше. Комов Ю., «Голливуд без маски», М., Искусство, 1982 год1979Творческая группа фильма «Охотник на оленей»«Оскар» за извращение историиГолливуд выполнил заказ милитаристских кругов США: он не только состряпал грязную фальсификацию об американской войне во Вьетнаме, но и наградил себя за это «произведение» главным призом — премией «Оскара». Этот престижный приз Голливудской академии киноискусства присужден фильму «Охота на оленей», выпущенному компанией «Юниверсал». Фильм признан «лучшим» кинопроизведением прошлого года. В этой кинокартине многое поставлено с ног на голову. Американские оккупанты во Вьетнаме, например, изображаются жертвами, а героические вьетнамские воины, боровшиеся за свободу своего народа, — палачами. Фильм является грубейшим искажением исторической правды, он оскорбляет вьетнамский народ и его великий подвиг, наносит оскорбление мировой прогрессивной общественности, в том числе американской, которая боролась против грязной войны. Примечателен тот факт, что премию «Оскара» изготовители картины получили из рук актера Дж. Уэйна, который был не только одним из ярых сторонников грязной войны во Вьетнаме, но и использовал киноискусство для оправдания агрессивных целей американской военщины в Юго-Восточной Азии. Он исполнял главную роль в снятой по заказу Пентагона киноподелке «Зеленые береты». Чернышев В., корр. ТАСС — специально для газеты «Советская культура», 13 апреля 1979 года

Постер советского фильма «Белый Бим Черное ухо»«Экран политической темы»Две наших картины — «А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное ухо» — получили «номинацию» на «Оскара» (в 1973 и 1979 годах — прим. ред.), то есть были признаны американской Академией киноискусств в разные годы в числе пяти лучших иностранных фильмов мира. Всякий, кто знаком с положением в кинематографии США, может подтвердить, что фильм, получивший «номинации» «Оскара», даже если он до этого не пользовался особым успехом, неизменно собирает большое количество зрителей после выдвижения: слишком высок престиж этой премии в стране. И тем не менее ни «Зори», ни «Белый Бим» в Соединенных Штатах не демонстрировались, если не считать показов на фестивалях и других киномероприятиях. А ведь о том же «Биме» один из американских критиков писал, что этот фильм должен был бы посмотреть каждый житель Соединенных Штатов. В чем же тут дело? Что же, выходит, предприниматели своей выгоды не понимают? Нет, конечно…Здесь вступают в действие совсем другие факторы, далекие и от искусства, и от деловых соображений. В Америке, и особенно в сегодняшней Америке, где при рейгановской администрации заметно активизировались крайне правые, реакционные силы, намеренно преграждают путь всему, что может возбудить симпатии к нашей стране, к миру социализма, и советские фильмы не составляют в этом смысле исключения. На состоявшемся во время Сан-Франциского фестиваля просмотре «Белого Бима» две с половиной тысячи зрителей, заполнившие кинотеатр «Кастро», аплодировали нашему фильму во время сеанса. И это не были аплодисменты вежливости фестивальной публики: в кинотеатре собралась в основном молодежь из близлежащих кварталов.
Кинорежиссер Станислав Ростоцкий, журнал «Искусство кино», № 9 за 1982 год1982Кадр из венгерского фильма «Мефисто»«Сюрпризы оскара»Вслед за советской картиной «Москва слезам не верит», которая была признана лучшим иностранным фильмом весной прошлого года, «Оскара» в той же категории удостоена работа венгерских кинематографистов «Мефисто», повествующая о судьбе актера под фашистским игом. Печать расценивает это как новую большую победу кинематографии социалистических стран.
Она тем более весома и значительна, что была завоевана в условиях попытки превратить церемонию награждений в антисоциалистический фарс. С этой целью влиятельными в Голливуде силами в число соискателей «Оскаров» была буквально вытащена за уши, несмотря на решительные протесты самих польских кинематографистов, клеветническая лента Вайды «Человек из железа». Откровенно несостоятельная в художественном отношении (даже по оценке американской прессы), наспех склеенная фальшивка приглянулась ее «почитателям» только потому, что без зазрения совести клевещет на социализм. Но она оказалась настолько слаба, что попытки увенчать киноклевету золочеными лаврами потерпела позорный провал даже в условиях царящей в США антисоветской и антипольской истерии. Чернышев В., корр. ТАСС — специально для газеты «Советская культура», 6 апреля 1982 года1983«Сама жизнь стучится в двери академии»…Так кто же такой «Оскар»? Это небольшая статуэтка высотой чуть больше 33 сантиметров и весом около четырех килограммов. В первые годы ее отливали из бронзы. Сейчас ее отливают из сплава «Британий», потом покрывают золотом. Определить пол «Оскара» не представляется возможным. Это вечная загадка. В этом, говорят, заложен большой смысл. Возможно, была своя логика и в том, что журналисты, получившие допуск на церемонию, наблюдали за происходящим по телевизору. В зал нас не пустили, даже в смокингах. Устименко Ю., корр. ТАСС — специально для «Советской культуры», 16 апреля 1983 года

Кинорежиссер Ричард Аттенборо«Укоры совести»В заполненном до отказа концертном зале «Дороти Чэндлер павильон» было жарко — утверждают, что мощность осветительной аппаратуры превышала полтора миллиона ватт. Но, думается, слезы наворачивались на глаза у Аттенборо не от духоты и слепящего света юпитеров. Это были слезы победителя — его фильм «Ганди» собрал в этом году самый большой урожай золотых «Оскаров». И одновременно это были слезы искреннего, обращенного ко всему человечеству призыва — не допустить войны, сберечь мир. Если судить по едким замечаниям иных правых писак, то за последние год-полтора Голливуд изрядно «порозовел». Такие кинозвезды, как Пол Ньюмэн, Сэлли Филд или известный советским зрителям по фильму «Великая Отечественная» Бэрт Ланкастер числятся здесь уже чуть ли не «агентами Кремля». Они — о страшный грех! — осмеливаются оказывать финансовую помощь массовому движению за замораживание ядерных арсеналов. Как будто звезды эти — не граждане США, а особая людская категория, на которую настроения 79 процентов жителей — а именно столько сейчас американцев, по данным опросов, поддерживают замораживание — не распространяются.
Хотя «Ганди» прочили успех, все же восемь «Оскаров» оказались сюрпризом. Многочисленные кинооракулы делали главные ставки на ленту «Экстратерре-стриал» («Внеземной»), созданную одаренным молодым голливудским режиссером Стивеном Спилбергом. Ведь «Э. Т.», как кратко называется картина, побил все рекорды кассовых сборов в истории американского кинематографа. «Советская Россия» уже писала об этой ленте — истории головастого, нелепого и смешного инопланетянина, которого пришельцы из другой галактики впопыхах оставили на Земле.
Обнаружившие Э. Т. ребятишки оберегают его от «жестоких взрослых» и в конце концов благополучно отправляют обратно в загадочную космическую даль. Нашему миру, ненавязчиво внушает зрителю режиссер, явно недостает детской нежности и теплоты. Трогательная лента Спилберга— отнюдь не большое слово в кинематографии. Это всего лишь сказка, ловко эксплуатирующая все еще модную здесь «внеземную» тему, а заодно и не менее ловко играющая на эмоциях аудитории. Лютый А., корр. ТАСС в США для газеты «Советская Россия», 17 апреля 1983 года

Губернатор Калифорнии Рональд Рейган и его супруга Нэнси на церемонии вручения «Оскара» в 1967 году«„Оскар“ против Рейгана»Для весьма посредственного актера Рональда Рейгана премия «Оскар», присуждаемая голливудской киноакадемией, всегда была недосягаемой. Приходится ему довольствоваться ролью главного злодея Белого дома, подвергающего смертельной опасности обстановку в мире. Поэтому неудивительно, что, узнав о присуждении главной американской кинопремии канадскому документальному фильму «Если вы любите эту планету», где в невыгодном свете предстает политика нынешней вашингтонской администрации, президент вышел из себя.Распространению этой ленты Рейган еще задолго до выдвижения ее на «Оскар» стремился помешать административными мерами, не имеющими ничего общего с обычно фарисейски им восхваляемыми демократичными «правилами игры». Фильм «Если вы любите эту планету» режиссера Терри Нэша совершенно в маккартистском духе был занесен в «черные списки». Письменное разрешение на его показ сопровождала официальная правительственная преамбула, предупреждающая о некоей «пропагандистской функции» картины. Американские прокатные организации получили дискриминирующее указание сообщать соответствующим инстанциям имена и адреса всех, кто намерен демонстрировать фильм. Вот она, свобода по-американски! Шлегель Х.-И., «Советский экран», № 1 за 1984 год1986Мухаммед Али и Сильвестр Сталлоне«Тусклый блеск золотой фигурки»Так называемое «оскаровское шоу» с каждым годом теряет телезрителей. Беда не в том, что само представление, как правило, затягивается на три часа и более, а его участники рассыпаются в благодарностях, подолгу и без особого разбора поминая актеров и режиссеров, мастеров света и грима, родственников, друзей и случайных знакомых. Беда в том, что фильмы — участники конкурса, выдвинутые на соискание «Оскаров», как пишет «Лос-Анджелес таймс», предстают «сплошным рядом унылых и однообразных картин». Американцы с растущим беспокойством и тревогой следят за развитием событий, происходящих за тысячи километров от границ Соединенных Штатов. Нынешний хозяин Белого дома не скрывает, что из всех фильмов прошлого года предпочитает «Рэмбо». Он выступил с этим признанием в ходе специальной программы телекомпании Эй-би-си, показанной вслед за передачей о церемонии вручения «Оскаров». За день до этого «Рэмбо», равно как его режиссер, сценарист и исполнитель главной роли, были опозорены премиями «Малины», названными так скорее всего потому, что о «развесистой клюкве» здесь не знают. Устименко Ю., корр. ТАСС — специально для «Советской культуры», 29 марта 1986 года1988«Оскары вручены»Необычайная престижность «Оскаров» сохраняется. И не только в Америке. Церемонию, которая проходила в Лос-Анджелесе в понедельник, смотрели «живьем» или в записи полтора миллиарда жителей 88 стран. Насколько я понимаю, Советский Союз в число восьмидесяти восьми не вошел. Зря, церемонии эти ничуть не уступают по своей драматичности хоккейным или футбольным матчам, транслируемым во множестве и отовсюду. По познавательности, я думаю, превосходят. Ну а ко всему прочему — это отменное зрелище. Красочное, яркое, шумливое, веселое. И непредсказуемое. Шальнев А., соб. корр. газеты «Известия» в Нью-Йорке, 12 апреля 1988 года1990Билли Кристал на церемонии вручения «Оскара» в 1991 году«Москва вручает „Оскара“»27 марта на рассвете Государственный киноконцертный зал «Россия» стал одной из «опор» телемоста, связавшего столицу Голливуда Лос-Анджелес с Лондоном, Токио, Буэнос-Айресом, Сиднеем и Москвой. Именно эти города были выбраны на сей раз для вручения призов. Оговоримся сразу, в Лос-Анджелес мы не попали, и все происходившее наблюдали в «России» по мониторам. Здесь собрались ведущие советские кинематографисты, известные артисты театра, эстрады, гости. А на сцене ритуал определения фильма — победителя предстояло исполнить Джеку Леммону (помните «В джазе только девушки»?) и Наталье Негоде. Судьба зарубежного «Оскара» была скрыта в пяти конвертах, доставленных из Голливуда в Москву. Было известно, что на главный приз претендуют кинокартины производства Дании, Италии, Пуэрто-Рико, ФРГ и Канады. Обошлось на сей раз, увы, без советских лент. Так что в наше отсутствие «Оскар» достался итальянской работе «Кинотеатр «Парадиз»».Но будем надеяться, что и советский кинематограф станет достойным соперником в состязании на зарубежный «Оскар». Ведь, по мнению американских специалистов, нынешняя церемония должна стать символом, характеризующим значительное расширение контактов советских и американских кинематографистов. И вообще, Москва не случайно выбрана местом вручения этой награды. Причина проста: сегодня СССР находится в орбите мировых событий, и грех не укрепить ее с помощью кино. Кириллов А., газета «Ленинское знамя», 29 марта 1990 года