Menu

Когда дует ветер: Netflix доделает незавершенный фильм Орсона Уэллса

Netflix получил не только оригинальные негативы «Другой стороны ветра», которые уже прибыли в Лос-Анджелес, но и права на мировую дистрибьюцию ленты. За реставрацией последнего фильма Орсона Уэллса присмотрят люди, имевшие отношение к его созданию — продюсер Фрэнк Маршалл и режиссер Питер Богданович.Почему это так важно для NetflixТем самым стриминг-сервис, по сути, дал понять окружающим, что может позволить себе то, чего за сорок лет не смогла сделать ни одна голливудская студия — вдохнуть новую жизнь в забытое произведение искусства выдающегося мастера и дать ему такой охват аудитории, который никогда не смогли бы обеспечить ни кинотеатральные сети, ни видеоносители. Даже если затея принесет компании одни расходы (впрочем, сервис умеет быть щедрым — осенью он пообещал Крису Року рекордные 40 миллионов за трансляцию двух его концертов), это все равно благожелательно скажется на ее репутации.

«Молчание»Для Голливуда проекты, сделанные с расчетом на поднятие престижа компании (так называемые prestige pictures), обычное явление. В числе недавних — «Молчание» Мартина Скорсезе, принесшее Paramount лишь убытки. Вероятно, скоро они станут таковым и для кинопроизводства в диджитал-среде. Например, редактор Collider Брайан Формо считает, что по схожему пути, при котором забота о репутации может превышать коммерческую выгоду, идет Amazon Studios, чье развитие он сравнивает с тем, как работала та же Paramount в 1970-е.
«Для меня, как и для многих людей, которые всегда преклонялись перед мастерством и видением Орсона Уэллса, это мечта, ставшая явью. Перспектива показать миру ранее незавершенную работу Уэллса и сохранить его истинный художественный замысел нетронутым — повод для гордости Netflix», — говорится в официальном заявлении президента сервиса Теда Сарандоса.
Питер Богданович / Фото: Getty ImagesПри монтаже используют рукописные пометки самого Уэллса и учтут замечания Маршалла и Богдановича, с которыми Уэллс делился подробностями о том, каким будет результат. По признанию режиссера «Бумажной луны», во время съемок Уэллс лично просил его доделать фильм, если по каким-то причинам этого он не сможет сделать сам.
«Не могу поверить, но после 40 лет попыток [довести фильм до завершения] я очень благодарен страсти и настойчивости Netflix, которые позволят нам наконец попасть в монтажную комнату, чтобы закончить последнюю картину Орсона», — радуется сделке Фрэнк Маршалл.
Соратник Стивена Спилберга несколько лет присматривал за всем происходящим на площадке упомянутой ленты. Питер Богданович же сыграл в «Другой стороне ветра» одну из ведущих ролей. Участие в фильме позволило тогда еще молодому режиссеру, чья популярность сильно возросла к середине 1970-х, близко подружиться с великим голливудским аутсайдером, поставившим такую классику, как «Гражданин Кейн», «Леди из Шанхая» и «Печать зла». Из разрозненных бесед, которые они проводили в перерывах, была составлена книга интервью «Знакомьтесь — Орсон Уэллс».
«Леди из Шанхая»О чем этот фильмОбраз главного героя картины, смоделированного по подобию Эрнеста Хэммингуэя, воплотил ныне покойный американский классик Джон Хьюстон. Его Джейк Хэннафорд — маститый режиссер, пытающийся угнаться за свежими кинематографическими тенденциями.Время действия — начало 1970-х. На смену голливудским ветеранам, привыкшим снимать жанровое кино с размашистыми декорациями, приходит молодежь, вдохновленная французской «новой волной» и современным искусством, которая не боится показывать низменные стороны жизни, ранее избегаемые большой киноиндустрией. Как считает Хэннафорд, фильм «Другая сторона ветра», снимаемый им в текущий момент, может стать хитом, так как в нем будет много секса и насилия.
Но закончить ленту ему не суждено: после вечеринки в честь дня рождения режиссер гибнет в автокатастрофе. Возможно, неслучайной. Это не спойлер, так как действие в картине разворачивается ретроспективно. И жизнь погибшего кинематографиста воспроизведена при помощи множества источников — от телевизионных передач до любительских видеозаписей, сделанных во время вечеринки. В своей последней полнометражной работе Уэллс смешал не только разные кинематографические стили, но также черно-белые и цветные сцены, снятые на пленку разных форматов. В камео были задействованы режиссеры-новаторы Деннис Хоппер, Пол Мазурски, Клод Шаброль и Генри Джеглом.
«Другая сторона ветра»Финансировалась лента разными способами. Часть вложенных денег Уэллс заработал на игре в других фильмах и озвучании, часть брал у инвесторов, в числе которых французская компания L’Astrophore, контроливавшаяся зятем иранского шаха Мехди Бушери. Производство растянулось на шесть лет — с 1970-го по 1976-й. В отличие от предыдущих случаев, когда Уэллс брался за фильм, но не доделывал его, ему все же удалось отснять почти весь материал «Другой стороны ветра»: «Не хватало буквально нескольких крупных планов», — как пишет Богданович в упомянутом выше сборнике интервью.
Позднее Уэллс смог закончить монтаж лишь 40-45 минут будущего фильма. Недовольный превышением бюджета Бушери взял под контроль все имевшиеся коробки с пленкой (около тысячи штук) и отправил их пылиться на парижский склад.
В 1985-м Орсон Уэллс умер в возрасте 70 лет. Его итоговый полный метр так и остался незаконченным. На текущий момент мир видел лишь бессвязные фрагменты картины.
Хьюстон, Уэллс и Богданович на съемках / Фото: IndiegogoВозвращение легендыВпервые о том, что «Другая сторона ветра» может наконец увидеть свет, было заявлено в 2011-м. На следующий год владеющие правами на фильм Ойа Кодар, Беатрис Уэллс (дочь Уэллса, отвечающая за большую часть его наследия) и вдова иранского шаха решили наконец прояснить все запутанные юридические вопросы, связанные с лентой, и найти залежалому материалу нового владельца.Передача прав могла произойти и раньше (когда-то к пленкам проявлял интерес канал Showtime), но, по одной из версий, стопорилась не столько из-за судебного разбирательства, сколько из-за нежелания Кодар отдать незаконченное кино людям, которые не смогут гарантировать ей и Питеру Богдановичу право на окончательный монтаж картины.
В дальнейшем основатель компании Royal Road Entertainment, последние три года отвечавшей за «Другую сторону ветра», Филип Ян Римза вместе с продюсерами Фрэнком Маршаллом и Йенсом Кокнером Колом попытались найти недостающие средства на реставрацию фильма посредством краудфандинг-сервиса Indiegogo. Вместо необходимого миллиона долларов им удалось собрать 400 тысяч. «Этот фильм — история кино. Он заслуживает того, чтобы его увидели», — говорил режиссер Бретт Рэтнер, поддержавший акцию.
Реставрацию планировали закончить к маю 2015 года, на который пришлось столетие Орсона Уэллса, однако этого не произошло. Казалось, что «Другая сторона ветра» опять канула в небытие. Предпосылки к тому, что проект все же не забыт, появились в январе 2017-го. Во время специального показа в Лос-Анджелесе фильма «Все они смеялись» Питер Богданович обмолвился о том, что может приступить к монтажу ленты уже в марте этого года. Об участии Netflix тогда не говорилось.
Тем не менее именно с приходом в проект этой компании, когда-то начинавшей с проката видеокассет и впоследствии совершившей революцию в сериалостроении, исчезнет одно из наиболее темных пятен классического кино.
Дата релиза «Другой стороны ветра» пока не сообщается.