Menu

Унитаз где-то рядом: Выдающиеся киносцены, снятые в туалетах

 

Драмы и триллеры, научная фантастика и ужастики, комедии и криминальные фильмы — оказывается, кинематографический потенциал туалетных комнат как места действия поистине безграничен и далеко не всегда сводится к банальному сортирному юмору. КиноПоиск изучил наиболее удачные подобные примеры.Худший туалет в Шотландии21 год назад Дэнни Бойл обессмертил образ унитаза в кино, когда заставил нырнуть молодого Юэна МакГрегора в «худший туалет в Шотландии». «Это старый театральный трюк, — делится секретами режиссер. — Вы разрезаете унитаз напополам, и камера сбоку видит только оставшуюся половину. Вместо второй половины туалета у вас горка, как на детской площадке. Актер просто соскальзывает по ней. Никаких компьютерных эффектов». На счастье будущего джедая натуралистичный вид декорации обеспечивался шоколадом. Злодей Бойл не остановился на достигнутом: в «Миллионере из трущоб» в похожую экспедицию он отправил маленького индийского мальчика. Путь малыша оказался более прозаичен — в отличие от МакГрегора, ни в какое водопроводное зазеркалье он не угодил.

Ребенок, впрочем, не расстроился — ему не терпелось вылизать отходную яму, наполненную смесью арахисового масла и шоколадного соуса.«На игле»Тему туалетов в кино принято кокетливо обходить стороной. Разве что бесхитростные юмористы стабильно соревнуются, кто громоподобнее пернет, почитая это за комедийное золото. Однако смельчаки, которые рискнут ступить на эту скользкую территорию с нетривиальными идеями, обнаружат, что выразительные возможности уборных простираются гораздо дальше раскатистого метеоризма. Опыт талантливых постановщиков показывает, что туалет — эффективная площадка для любых жанров. Смех, страх, печаль, волнение, восторг и другие эмоции в этих запретных стенах усиливаются и приобретают незабываемый окрас.ДрамыСтэнли Кубрик был далек от мысли, будто появление героя в отхожем месте — это повод легкомысленно похихикать. Легендарный режиссер во все свои картины вставлял сцены в ванной (а благодаря сдвоенным санузлам, можно сказать, и в туалете). Для мэтра уборные олицетворяли собой пространство, где сталкиваются животные инстинкты и человеческая культура. Именно там базовые импульсы проявляют себя — и в то же время контролируются цивилизацией, которая старается замаскировать их и облагородить.«Цельнометаллическая оболочка»Леденящий душу эпизод в солдатском сортире в «Цельнометаллической оболочке» демонстрирует, что бывает, когда инстинкты все-таки одерживают верх. Безжалостная муштра повергает персонажа Винсента Д’Онофрио в состояние полного кукареку, и он берет в руки ружье. Кубрик хорошо понимал, что когда по стенам уборной стекает кровь, а не какое-то другое вещество, это производит куда более сильное впечатление.
Вероятно, также рассудил и Тони Кэй, режиссер «Американской истории Х», — трагическая точка в его острой расовой драме ставится посреди школьного клозета.ТриллерыВ туалете человек чувствует себя особенно уязвимым и незащищенным по понятным причинам — со спущенными штанами не до великих свершений. Устройство общественных уборных мало способствует чувству безопасности — хлипкие кабинки и перегородки совсем не походят на неприступную крепость. Хороший триллер не преминет об этом напомнить.«Свидетель»В «Свидетеле» мальчик-амиш становится очевидцем, как Дэнни Гловер и еще один негодяй мочат в сортире какого-то горемыку. Камера наблюдает за экзекуцией вместе с юнцом через щелочку в проеме. Режиссер Питер Уир мастерски нагнетает напряжение, когда герой Гловера начинает проверять кабинки, а парнишке некуда деться. Сцена способна надолго отбить охоту у впечатлительных людей заглядывать в публичные туалеты.
Идея спрятаться в ванной комнате от помешавшегося Джека Николсона с топором также не сбережет ничьих нервов. Выражение отчаяния на лице Шелли Дювалл в «Сиянии» Кубрика абсолютно искреннее. Эпохальная сцена «А вот и Джонни» снималась три дня, в течение которых режиссер-перфекционист доводил актрису до белого каления, добиваясь от нее нужной игры, — как, впрочем, и во все остальные 11 месяцев работы над фильмом. Николсону тоже пришлось несладко, но не так сильно как дверям: лицедей прорубил сквозь 60 штук.«Сияние»У австралийцев Джеймса Вана и Ли Уоннелла на заре их карьеры ветер свистел в карманах, поэтому им требовался максимально простой концепт, чтобы снять фильм. В результате все основное действие их дебютной картины развернулось в одном помещении — уборной. «Пила: игра на выживание» озолотила своих авторов, а грязная и облупленная кафельная плитка и порция крови помогли задать атмосферу жесткого и грубого триллера.«Разговор»Фрэнсис Форд Коппола создал тревожный и сюрреалистический образ унитаза в «Разговоре». В фильме персонаж Джина Хэкмена слышит звуки борьбы в соседнем номере отеля — возможно, даже убийства. Сначала он прячется, но когда, наконец, заходит в комнату предполагаемого преступления, то видит чистоту и порядок. Герой спускает туалет — оттуда поднимается кровь и заполняет чашу унитаза. Сцена породила много лет дискуссий, является ли она реальной или воображаемой. Коппола эти догадки не подтвердил и не опроверг, а лишь обронил, что вдохновлялся «Психо» Хичкока. Монтажер картины Уолтер Мерч признался, что эпизод напомнил ему его позорный подростковый опыт, когда он пытался утопить в унитазе порно-журналы, но улики предательски вымылись наверх в самый неподходящий момент. В туалете все тайное становится явным.БоевикиДжеймс Камерон совершил столько открытий для кинематографа, поэтому неудивительно, что в один прекрасный момент творческие поиски привели его в тубзик. Выяснилось, что это превосходная платформа для ожесточенных перестрелок. В «Правдивой лжи» Арнольд Шварцнеггер превратил общественную уборную в зону военных действий, не смутившись обществом пенсионера, тихо справлявшего свою нужду.«Правдивая ложь»Дэнни Гловер — чемпион туалетных сцен. Как горный орел на вершине Кавказе, он сидит на краю унитаза — именно так начинается знаковый эпизод из «Смертельном оружия 2». «Слишком старого для этого дерьма» детектива ждет неприятный сюрприз: под ним заложена бомба! Зрители получили эталонную сцену, где есть юмор, саспенс и экшен — не говоря уже о летающем толчке, который приземляется на автомобиль перед домом как дымящийся метеорит. Перед тем как сигануть с партнером в ванну, дабы укрыться от взрыва, Риггс уверяет Роджера: «Такие парни, как ты, не умирают, сидя на туалете». Далеко не всем так везет.Фантастика«Когда люди узнают меня на улице, они останавливаются и восклицают: „Ты тот парень, кого съели на туалете в „Парке юрского периода“, — говорит актер Мартин Ферреро. — Так что, да, я парень, который умер, сидя на туалете». Динозавры своим присутствием делают лучше все, что угодно. Когда гений Стивена Спилберга свел в одной сцене тираннозавра и нужник, он покорил сердца мальчишек по всему миру.
В фильме «Армагеддец» Эдгар Райт натравил Саймона Пэгга и компанию на манекенообразных инопланетян в уборной британского паба. Дебоширская потасовка совместила в себя динамичный стиль режиссера, отличный юмор и хореографию, которой не постыдился бы и Джеки Чан. Чрезвычайно довольный боевой формой своих лицедеев, Райт так рассказывает об этом опыте: «Встает вопрос, „как долго вы можете продержаться без склеек“. В сцене в уборной всего 3 или 4 кадра, где используются дублеры-каскадеры. Я наслаждался, проектируя эти драки. Мы хотели, чтобы фильм выглядел настоящим и не слишком рубленным».«Парк юрского периода»В «2001: Космической одиссее» Кубрик, разумеется, не устоял и ввернул в кадр пространную инструкцию по применению туалета с нулевой гравитацией. Эта яркий пример юмора Кубрика, в фильмах которого шутки выведены за рамки актерского самовыражения и присутствуют только в виде режиссерской иронии. Цивилизация, саркастически замечает Кубрик, не решает основные проблемы человечества, а лишь изменяет их форму, поэтому межпланетный перелет задача куда более выполнимая, чем победа над человеческой физиологией.
Герои научно-фантастических фильмов могут успешно покорять рубежи далеких планет, но им еще только предстоит по-настоящему освоить сортирную тему.КомедииКак ни странно, но туалетный юмор — тонкая материя, которой тяжело не замараться. Ювелирно сработал Майк Майерс в «Остине Пауэрсе»: на любвеобильного шпиона убийца нападает прямо в уборной, а расположившийся в соседней кабинке американец в ковбойской шляпе комментирует звуки схватки, принимая их за проблемы с пищеварением. Куда чаще у комедиографов не хватает фантазии ни на что большее, чем превратить сортир в эквивалент газовой камеры или напичкать персонажей слабительным и оглушать зрителей какофонией непристойных звуков — как в «Тупом и еще тупее» и «Американском пироге».«Остин Пауэрс»Некоторые фильмы считают своей святой миссией развенчать миф о том, что девочки не пукают. Открытия, сделанные на данном поприще картинами «Гарольд и Кумар уходят в отрыв» и «Детройт — город рока», кажутся невинными шалостями по сравнению с адом, который учинил «Девичник в Вегасе». По словам оператора Роберта Йоумена, инфернального эпизода даже не было в сценарии — разбушевавшиеся дамы сами его сымпровизировали. Даже съемки дерьмодемона из «Догмы» Кевина Смита не могли подготовить беднягу к такому кошмару. Мелисса МакКарти думает, что сцена родственна фильмам ужасов — и не далека от истины: «Вы закрываете глаза и пытаетесь остановить это. Эта смесь из жути и стыда идет от нутра, и люди радуются, что это происходит не с ними. Они могут сказать: „У меня все хорошо! Я не наложил кучу в раковину в этом году. Пока“». Примечательно, что за вандалическую расправу, учиненную МакКарти над умывальным приспособлением, академики наградили ее номинацией на «Оскар».«Девичник в Вегасе»Остается непостижимой загадкой, почему в комедиях периодически показываются вещи столь страшные, что и не снились кровожадным авторам какой-нибудь «Пилы». Мало что вгоняет в дрожь так, как эпизод из «Все без ума от Мэри», где юный Бен Стиллер душераздирающим образом защемляет свои причиндалы молнией на ширинке, а посмотреть на убогого в уборную набивается вся округа.УжасыСверхъестественные хорроры играют на иррациональных страхах, будто веселое журчание и улыбка фарфорового друга таят смертельную опасность для всякого, кто сунется туда с голым задом. Изначально в «Гоблинах» уборные никак не фигурировали. Однако для рекламной кампании создатели придумали образ монстра, выскакивающего из туалета. Идея оказалась настолько удачной, что кадры, где мелкое чудище вылезает из унитаза, сняли и добавили в фильм постфактум. Сиквел же посвятил полноценный эпизод грустной участи человека, имевшего неосторожность опуститься на унитаз.«Гоблины»Планы Стивена Кинга для экранизации «Ловца снов» были куда амбициознее: «Я хотел исследовать зону табу — раньше это была спальня, но кино с тех пор ушло далеко вперед и сейчас это ванная комната. Сцена, где парень должен усидеть на туалете, чтобы не выпустить инопланетянина наружу, стала движущей силой для книги. „Ловец снов“ сделает для туалета то же, что „Психо“ сделал для душа». Знаменитый писатель, конечно, погорячился — и впоследствии даже признался, что во время сочинения романа его разум малость затуманили обезболивающие препараты, которые он принимал после того, как его сбила машина. «Ловец снов» не вошел в историю кинематографа, а Лоуренса Кэздана после этого казуса почти 10 лет не подпускали к режиссерскому креслу. Тем не менее, безумный эпизод с зубастой анальной пиявкой действительно удался на славу.«Ловец снов»Криминальные фильмыАвторские картины беззастенчиво смешивают всевозможные жанры, и часто единственным общим знаменателем для них остается незаконность происходящего на экране. Даже туалетные сегменты в этих лентах — глоток свежего воздуха по сравнению с безыдейными выхлопами массового проката.«Настоящая любовь» и «Святые из Бундока» раскрыли свойства унитаза, как опасного орудия, на раз проламывающего головы, — особенно если сбросить его на неприятеля с крыши.«Славные парни»Шейн Блек тоже с удовольствием вставляет в свои комедийные неонуары маленькие сортирные виньетки. В «Поцелуе навылет» Роберт Дауни нечаянно мочится на подброшенный ему труп и в панике звонит другу-сыщику, чтобы выяснить, распознает ли оставленный им след судмедэкспертиза. В «Славных парнях» Райан Гослинг пытается запугать Рассела Кроу пистолетом из кабинки уборной. Последний утверждает, что актеры обстоятельно обсуждали свои роли друг с другом — в том числе «как лучше сидеть на туалете, прикрывая свое причинное место». «Если бы нас со стороны кто-нибудь услышал, подумал бы, что мы рехнулись. — Смеется Кроу. — Требуется много усилий, чтобы юмор казался естественным, как и в драме».«Большой Лебовски»Ведение допроса, где голова оппонента макается в унитаз, — одна из добрых кинотрадиций. Наверное, никто не проходил эту процедуру с большим достоинством, нежели Джефф Бриджес в шедевре братьев Коэнов «Большой Лебовски». Как ответить на насилие, попытку утопить тебя в унитазе и вопрос «Где деньги»? Только невозмутимой иронией: «Окуните-ка еще раз — я что-то не разглядел». По окончании процесса он достает со дна черные очки и триумфально надевает. Лучше подобную сцену уже не снимешь.